В этом возрасте у ребенка большая потребность в эмоциональном общении со взрослым, особенно с мамой. (Кстати, попугайчики научаются речи только с женского голоса). Контакты ребенка, на втором году жизни, со взрослым, особенно с мамой — первостепенное значение для развития. Эмоциональное общение способствует пониманию речи. Про понимание речи — если скажете «гулять» ищет ребенок одежду/обувь, собирается?
Показываем предметы и называем их, действия. При этом образуются связи между названием и предметом. Словарь может содержать от 10 до 15 слов. Но динамика в этом возрасте настолько индивидуальна, что я стараюсь не заглядывать в таблицы неврологов, психологов — чтобы не расстраиваться.
От года до 3 называют ходячее детство. Т.е. Реб много двигается. Совершенствуется ходьба.
Зреют и нюансируются эмоции. Важные игрушки: кубики, пирамидки, матрешки, сортеры, строительный материал. Из методики Монтессори: все, что используем в практической жизни. Не зря Ксения написала, что сын больше любит кастрюльки. Берем банку и крышку с дырочками (компот переливают через такую), горох или пульки для пистолета (есс-но игры под присмотром, мелкие предметы), насыпаем сыпучку и проталкиваем через дырочки. Даже гиперактивные дети сидят!!!. Пересыпаем пшено через воронку в банку. Сортируем фасоль, красную от белой. Просеиваем муку. Пишем пальцем по манке. Переливаем и пересыпаем в любые емкости из любых. При чем просыпанное стараемся собирать пальчиками — развиваем мелкую моторику. Ну и развитие сенсорики, коврик мягкий, шершавый, гладкий, предмет холодный, теплый — все это сопровождаем лаконичной речью. Не «трещим». Но эмоционально.
У детей в этом возрасте тенденция к персеверациям. Регулирующая функция лобных долей остается еще не зрелой. Необходимо время от времени переключать ребенка на другой вид деятельности.
Активно формируются бытовые навыки: умываться, одеваться, кушать ребенок может сам, постарайтесь не торопить и не делать это за него. Мама, в свою очередь, все оречевляет, называет. А еще, сохраняется необходимость в потешках: Водичка-водичка умой мое личико и т. п. Говорим ласково, с интонацией, эмоционально, спокойно.
В этом возрасте по Монтессори — сензитивный период порядка. Нейропсихологи тоже советуют приучать поддерживать порядок. Поиграл в кубики — убери на место, потом возьмешь конструктор.
Во всех действиях совершенствуется мануальный праксис.
Сохраняется обезьяний рефлекс — взрослый образец для подражания. Поэтому, мамы! — мы пример.
Слово у ребенка может означать целую фразу. И слова может понимать только мама: ава — лошадь, зи-зи — муха, ка — машина. При этом мамы не должны общаться на детском языке, он вам зи-зи, вы ему — да, муха.
К двум годам должна появиться фраза. Это важно.
Бывают физиологические, конституционально обусловенные ЗРР.
Знакомство со скрытыми свойствами предметов создает условие для перехода к понятийному, речевому мышлению (от наглядно-действенного). Поэтому игрушка с дверками — отличная вещь! Но мама должна быть рядом, и при открывании дверцы радоваться, как в первый раз в жизни: оооой, корова, как она мычит? муууу!!!!
Для развития речи очень важна мелкая моторика. На руке — проекция речевых зон коры головного мозга. Катаем мячики с шипиками, типа су-джок, сортируем мелочовку, пуговицы застегиваем, а Сорока-сорока, Мы капусту режем, режем — утром и вечером, потому что там еще Шуууу прилетела, т. е. И моторика, и контакт эмоциональный.
Книги с крупными картинками желательно и не насыщенные деталями. А еще карточки. А еще муляжи (но домой этого добра не накупишься, поэтому берем овощи или фрукты кладем в миску. Ребенок достает, мы называем, достал все, складывает обратно, мы называем. Варианты: достали из миски, называя, потом — покажи где огурец, или дай мне огурец и так далее. Следующий этап: берете огурец — что это? Задаете вопрос. Это уже достаем из пассивной речи в актив.
Девочки, заниматься дома сложно. Дела, хозяйство. Но найдите время, целенаправленно, для занятия только с малышом. Особенно, если возникает беспокойство по поводу развития. Даже если есть какие-то задержки, у детей пластичный мозг и высокие компенсаторные возможности. Все решаемо, особенно в раннем возрасте. Если есть вопросы, пишите, я постараюсь ответить. Возможно, с задержкой .